Бизнес обязан стать «зеленым» – ИТ-руководитель может многое для этого сделать

#CO2 #roheline äri #roheline mõtteviis #зелёное мышление #углеродная нейтральность
Чтение на 1 мин

Компании всего мира стоят на пороге новой эры – курс на углеродную нейтральность, который еще несколько лет назад можно было считать просто модой, теперь самым прямым образом необходим для выживания бизнеса. 

 

Алар Курвитс, 
руководитель группы управления ИКТ-услугами Telia 

Товары и услуги, произведенные с соблюдением принципов устойчивости, ценятся пользователями выше прочих, поэтому принцип углеродной нейтральности, хотя и связанный поначалу с дополнительными затратами, должен рассматриваться как инвестиция. Многие эстонские предприятия уже предпринимают реальные действия, чтобы участвовать в будущих дополнительных доходах от «зеленой» деятельности. Широко распространилось обещание достичь углеродной нейтральности к 2030 году. 

Цель определить легко – это «ноль». Сложнее понять, с чего начать движение к этой цели и как измерять прогресс. В настоящее время многие компании отслеживают углеродную эмиссию от своей деятельности и готовят отчетность об устойчивом развитии.

Оценить воздействие компании на окружающую среду, в том числе ее углеродный след, а также использование ряда других ресурсов позволяет отчет по ESG (environmental-social-governance). Он помогает компании получить представление о своем воздействии на среду и ставить конкретные измеримые цели. Значительную роль в снижении углеродного следа многих современных компаний играют их ИТ-руководители. 

Конечно, доля ИТ в углеродном следе во многом зависит от сферы деятельности. В технологических компаниях эта доля высока, а, например, в сельском хозяйстве или туризме – ниже. Тем не менее, ввиду «нулевой» цели нельзя оставлять без внимания ни одну область деятельности или процесс, так что углеродный след ИТ компании также должен быть сведен к нулю. 

Устройства имеют самый большой углеродный след

В сфере информационных технологий углеродный след связан в основном с устройствами, подключаемыми к сети электропитания. А значит, самым простым первым шагом может стать переход на «зеленую» энергию. Сегодня это больше не приводит к значительному росту затрат.

Крупные компании, которые используют услуги дата-центров, могут проследить за тем, чтобы такой центр тоже использовал зеленую электроэнергию. Помимо этого, стоит поставить вопрос и об эффективности работы дата-центра: даже если электричество производится экологически чистым способом, его тоже стоит экономить. 

В общем, с электричеством все понятно, а вот дальше дело становится немного сложнее. Компания Telia изучила данные, опубликованные производителями, и рассчитала эмиссию CO2 от ИТ-оборудования, которое мы используем сами, а также предназначенного для продажи. Ведь если мы хотим стать углеродно-нейтральной компанией, то предлагаемые нами услуги должны двигаться в том же направлении, начиная с дигибокса в доме клиента и заканчивая способом сотрудников добираться до места работы.

При этом Telia обращала внимание на данные всего жизненного цикла устройств, а не только на период эксплуатации. Такая оценка включает выбросы CO2 при производстве материалов и компонентов, сборке, логистике и утилизации оборудования. Данные производителей показывают, что к моменту попадания устройства в руки пользователя большая часть выбросов CO2 уже состоялась. 

Приведем углеродный след нескольких распространенных устройств: 

  • Мобильный телефон – 65 кг CO2, 81% которых образуется при производстве 
  • Ноутбук – 315 кг, 77% при производстве 
  • Стационарный компьютер – 512 кг, 57% при производстве 

Полтонны CO2 — абстрактная величина, которую трудно себе представить. Для упрощения ее можно сравнить, и выясняется, что углеродный след одного ноутбука примерно равен эмиссии от сжигания 136 литров бензина. 

Что должен сделать ИТ-руководитель, чтобы сократить эмиссию CO2 своей компании?

Есть несколько довольно хороших идей, основанных на простом здравом смысле. 

Во-первых, используйте как можно меньше ИТ-устройств и пользуйтесь ими рационально. Конечно, бумага и ручка не заменят компьютер, но если сотруднику для его работы не нужны два монитора, то у него должен быть только один монитор. 

Во-вторых, выбирайте качественное, долговечное ИТ-оборудование. Чем дольше эксплуатируется устройство, тем меньше его след на единицу времени. Приобретая оборудование, думайте на несколько лет вперед: будет ли устройство справляться с задачами ближайшего будущего? Если конкретное устройство больше не подходит одному сотруднику, его можно передать другому, где оно будет соответствовать работе. 

В-третьих, закупая устройства, выясните у продавца их углеродный след за весь жизненный цикл. Даже если продавец не сможет ответить на этот вопрос, вы хотя бы продемонстрируете ему необходимость учитывать эмиссию CO2 при формировании ассортимента. 

Длительная эксплуатация не означает работу на устаревших устройствах. По возможности арендуйте устройства или пользуйтесь ими в рамках другой услуги, позволяющей вернуть оборудование в удобное время. Выбирая соответствующего партнера, обязательно узнайте, что он делает с возвращенными устройствами. Очень важно, чтобы он нашел им новое применение или, по крайней мере, утилизировал их экологически сознательным образом. 

Закупка услуги вместо устройств, – например, аренда компьютерного рабочего места за фиксированную месячную плату, – пожалуй, лучшее решение с этой точки зрения. Оно избавляет компанию от расходов на утилизацию оборудования и дает уверенность в том, что в согласованный момент появится новое средство труда и не придется гадать, прослужит ли старый компьютер еще хотя бы год. В этом случае вопрос о том, что делать с возвращенными устройствами и кому следующему они могут подойти, решает поставщик услуги. К тому же приобретенные таким образом устройства повышают безопасность предприятия: как правило, в их стоимость входит обновление операционной системы и антивируса. 

Значимость роли ИТ-руководителя компании год от года растет, поэтому вполне логично, что его ответственность распространяется и на вопросы экологии. Устойчивый подход нельзя применять только частично, исключительно ради улучшения имиджа компании, то есть в тех областях, где он заметен клиентам. Чтобы компания могла заявить о соблюдении принципа устойчивости, этот подход должен работать на каждом участке ее деятельности, включая ИТ.